Главная I | Истоки судьбы...I | Особое слово матери...I | Учителя |
Личностные и человеческие качества I | "Три службы Родине..." I | Идеи Д. И. Менделеева I | Наши дела I | О себе |
|
Учителя Д.И. Менделеева |
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая замечательная» А.С.Пушкин
|
Митя поступает в гимназию в шесть лет. Первые годы его
учебы не отличаются особым успехом. Оценка «посредственно» – частая
гостья в его табеле. Особенно не любил Митя два предмета: латынь и закон
божий. На уроках закона божьего нужно было заучивать и монотонно
отвечать длинные скучные молитвы. Это было совсем неинтересно. Латынь
преподавал Редькин, ребята дали ему прозвище Редька. Он приходил на
урок, давал мальчикам задание, подпирал голову руками и начинал дремать.
Вскоре мальчикам надоедало читать латынь, и они потихоньку начинали
шалить. Но горе было тому, кого проснувшийся преподаватель заставал за
шалостями: наказание было суровым.
После окончания
гимназии ребята устроили латыни «показательную казнь». Они сложили
учебники латыни в кучу на Панином бугре и, приплясывая, забросали
камнями.
Отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел только в Главном Педагогическом институте. Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке. Дмитрий Иванович уже на втором курсе увлёкся занятиями в лабораториях, интересными лекциями. Несмотря на то, что он часто болел и ему приходилось иногда готовиться к экзаменам, находясь в лазарете, его знания и любовь к науке восхищали сокурсников и профессоров. Он получил прекрасную математическую подготовку у знаменитого академика М.В. Остроградского, а занятиями по физике руководил всемирно известный учёный - академик Э.Х. Ленц, который сформулировал носящее его имя правило для определения направления индукционного тока и который, независимо от Джоуля, открыл закон теплового действия тока. С достижениями биологии познакомил Менделеева на лекциях и практических занятиях академик Ф.Ф. Брандт. Под его руководством Д.И. Менделеев выполнил серьёзные исследования: "Человек как тело природы", "О грызунах Петербургской губернии". Ботанику читал профессор И.О.Шаховской. Маститым ученым и преподавателем слыл минералог С.С. Куторга. Подобное «созвездие» преподавателей сделало бы честь любому университету.
Дипломное сочинение Д. И. Менделеева "Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу" было опубликовано в 1856 г. На выпускных экзаменах Менделеев получил по педагогике, минералогии и химии "5", а по ботанике и зоологии "5+". В списке студентов, которых конференция института просила оставить ещё на один год при институте для дальнейшего усовершенствования по избранным наукам для подготовки к экзаменам на степень магистра, первой значилось фамилия Д. И. Менделеева.
|
Вывод: Настоящим Учителем можно считать того, чьи ученики превзошли его в своих достижениях, у Д.И. Менделеева были настоящие Учителя.
|
Главная I | Истоки судьбы...I | Особое слово матери...I | Учителя |
Личностные и человеческие качества I | "Три службы Родине..." I | Идеи Д. И. Менделеева I | Наши дела I | О себе |