Главная I | Истоки судьбы...I | Особое слово матери...I | Учителя |
Личностные и человеческие качества I | "Три службы Родине..." I | Идеи Д. И. Менделеева I | Наши дела I | О себе |
|
Личностные и человеческие качества Д.И. Менделеева |
|
|
Качество | Примеры из жизни | ||||
Волевые качества
|
Будучи студентом первого курса, Менделеев остается сиротой: в сентябре 1850 года умирает его мать (отец умер, когда мальчику было 14 лет), в феврале 1851 года умирает дядя, Василий Дмитриевич Корнильев, который материально поддерживал Дмитрия и его сестру Лизу, приехавшую в Петербург вместе с братом. Весной 1852 года умирает Лиза, и Дмитрий остается в Петербурге практически один. Беспросветность, общая слабость, недоедание, туберкулезная интоксикация приковывают его к больничной койке в институтском изоляторе. Однажды во время обхода врач, думая, что Д.И.Менделеев спит, сказал у его кровати: «Этот уже не поднимется». Все было против одинокого, бедного и болезненного студента, который, вопреки всем обстоятельствам, все же сумел победить болезнь и благополучно окончил институт в 1855 году. |
||||
Острый ум и тяга к пополнению и совершенствованию знаний |
В гимназии Менделеев учился неважно. Не по душе ему была гимназическая рутина, в которой «латинское самообольщение» играло видную роль. Охотно он занимался только математикой и физикой. Отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел только в Главном Педагогическом институте, который закончил с золотой медалью. 23 лет от роду он делается доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую химию. В 1863 г. физико-математический факультет Петербургского университета избирает его профессором на кафедру технологии, но он не получает утверждения от министерства за отсутствием у него степени магистра технологии! В 1864 г. Менделеев был избран профессором Петербургского технологического института. В 1865 г. он защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии, а в 1867 г. получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23 лет. |
||||
Широта интересов |
Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью объединять различные стороны научного и вообще духовного творчества и потому охотно работал в пограничных областях между химией и физикой, между физикой и метеорологией, от химии и физики, переходил в область гидродинамики, астрономии, геологии, даже политической экономии. Всякое дело, за какое бы ни брался Менделеев, каким бы узко специальным оно ни было, он захватывал широко и стремился глубоко проникнуть в сущность поставленного вопроса. Всюду он умел быть оригинальным, или, как он сам говорил, «своеобычным». От вопроса о рациональной добыче и утилизации нефти он возвышался до чисто научной проблемы о происхождении нефти — с одной стороны, до всестороннего анализа экономической жизни России — с другой; от узких задач метрологии, от выверки разновесок он восходил к проблеме всемирного тяготения. О многосторонности научных интересов Менделеева свидетельствует то, что, кроме химии и физики, он занимался следующими предметами: астрономией, метрологией, геологией (о происхождении нефти), воздухоплаванием, кораблестроением, нефтяной, железной и химической промышленностью, сельским хозяйством и его отраслями, горным делом, металлургией, тарификацией, статистикой, народным просвещением, организацией отраслевых училищ и, наконец, спиритизмом. Он изобрел бездымный порох. Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей: "Кто этот почтенный господин?" "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик.- Это мастер чемоданных дел Менделеев".
|
||||
Трудолюбие |
При таком широком размахе мысли и разносторонней деятельности Менделеева все, что выходило из-под его пера, было в то же время глубоко продумано и тщательно проработано. Это становилось возможным только благодаря его необычайной трудоспособности, позволявшей ему проводить за работой целые ночи, едва уделяя несколько часов на отдых. Обширный курс органической химии, по свидетельству профессора Г. Г. Густавсона, был написан им в течение двух месяцев, почти не отходя от письменного стола. Таким же почти образом позднее был составлен отчет о состоянии уральской промышленности и многие другие сочинения Менделеева. |
||||
Решительность |
В 1890 г. Менделеев покинул Петербургский университет при следующих обстоятельствах. Возникшие весной этого года студенческие беспорядки привели к выработке на студенческих сходках петиции на имя министра народного просвещения, в которой содержались исключительно пожелания академического характера. По просьбе студентов Менделеев согласился передать эту петицию министру, взяв раньше с них слово приостановить беспорядки. Бестактный ответ министра (графа Делянова ), отказавшегося рассмотреть петицию, и возобновившиеся после того беспорядки заставили Менделеева подать прошение об отставке. Просьбы товарищей не смогли убедить Менделеева изменить раз принятое решение; со стороны министра не было предпринято никаких шагов к тому, чтобы загладить свою вину перед Менделеевым и сохранить за Петербургским университетом его лучшее украшение. Почти насильно оторванный от науки, Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам. |
||||
Смелость |
В 1887 г. он поднимается на воздушном шаре в Клину для наблюдения полного солнечного затмения. Стартовав возле Клина, он приземлился в Тверской губернии. Этот полет обсуждался во всем мире, а Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила ему диплом «За проявленное мужество при полете для наблюдения солнечного затмения». Неожиданный полет Менделеева одного, исчезновение шара в облаках и вдруг нахлынувший мрак, по словам Гиляровского, "удручающе подействовали на всех, как-то жутко стало". Анну Ивановну увезли домой, в имение, оцепеневшую от ужаса. Тягостная атмосфера усилилась, когда в Клину была получена посланная кем-то невразумительная телеграмма: "Шар видели - Менделеева нет". Между тем полет прошел успешно. Шар поднялся на высоту более трех километров, пробил облака, и Менделеев успел понаблюдать за полной фазой затмения. Правда, перед спуском ученому пришлось проявить не только бесстрашие, но и ловкость. Запуталась веревка, идущая от газового клапана. Менделеев взобрался на борт корзины и так, вися над пропастью, распутал клапанную веревку.
|
||||
Пунктуальность |
Лица, близко знавшие Менделеева, свидетельствуют, что каждая цифра, им сообщаемая -даже с учебной целью - в «Основах химии», неоднократно и весьма тщательно проверялась и публиковалась лишь после того, как автор получал уверенность в том, что именно ее следует считать наиболее достоверной. |
||||
Принципиальность и требовательность |
Известный русский академик Тищенко вспоминал: "Выдержать экзамен у Менделеева было нелегко. Как старательно я ни готовился к экзамену, но шел неуверенно и приготовился остаться на второй год, так как переэкзаменовка тогда не разрешалась". Отдаваясь сам целиком работе, Дмитрий Иванович предъявлял жёсткие требования и к своим подчинённым, давая им вместе с тем большую самостоятельность. Любил, чтобы работа строилась по предварительно составленному плану, чтобы предварительно была высказана гипотеза, позволяющая по-новому решить вопрос, считал необходимым проверить полученные в результате исследования новые результаты в возможно большом числе практических направлений, не боялся как смело заявить о сделанном открытии, так и о сомнениях относительно полученных другими результатов, особенно если они шли вразрез с его идеями или принципами, которых он придерживался. |
||||
Самообладание
|
Вспыльчив, но отходчив. Импульсивен. Воспоминания Тищенко: "Менделеев экзаменовал быстро, нервно, посмотрит, что написано на доске, даст несколько вопросов из разных концов курса, чтобы нащупать, насколько сознательно освоен курс, и решительно ставит отметку". |
Ораторское искусство
|
Лекции Менделеева не отличались внешним блеском, но были глубоко увлекательны, и слушать его собирался весь университет. В этих лекциях Менделеев как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудный и утомительный путь, который от сырого фактического материала науки приводит к истинному познанию природы; он заставлял почувствовать, что обобщения в науке даются лишь ценой упорного труда, и тем ярче выступали перед аудиторией конечные выводы. |
|||
Простота в обращении
|
О других сторонах личности Д.И. Менделеева , о его поведении в кругу семьи и друзей вспоминал русских художник Я.Д. Минченков: «В домашней обстановке Дмитрий Иванович разговор вел простой, особо русского склада. От него веяло Русью, которую он любил». «С тех пор, как я знаю Дмитрия Ивановича, и до самых его последних дней он приблизительно вел дома и на работе все одинаковый, простой и труженический образ жизни». (Из воспоминаний дочери А.Д. Менделеевой.)
|
Педантизм
|
«Тот, кто будет писать мою биографию, скажет мне спасибо», - записал как-то Д.И. Менделеев. И действительно, когда мы побываем в кабинете Менделеева, познакомимся с его личным архивом или опубликованными трудами, нас неизбежно будет поражать исключительная систематичность, которую проявлял Менделеев буквально во всём: его знаменитая периодическая система, личная библиотека, записные книжки, альбомы с письмами, личные вещи, сама программа работ, предпринятых им в течение всей жизни. | |||
Оригинальность
мышления
|
Из многих черт, отличающих гениальных людей, исследователи творчества Д.И. Менделеева выделяют, прежде всего, две, наиболее ему свойственные. Это, во-первых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые другим людям кажутся несопоставимыми. |
|||
Общительность
|
В его доме нередко было полно друзей, родных, визитёров. Самого хозяина иной раз не было дома. И немудрено, он был всё время в движении: на лекциях, в лаборатории, на заседаниях какого-либо общества или государственного учреждения, на заводе или в заграничной командировке. При этом он встречался со множеством людей, немало их стало его друзьями, единомышленниками, учёными. |
Вывод: Д. Менделеев - уникальная, многогранная, самобытная личность, сочетающая в себе огромные природные дарования, оригинальное мышление, титаническое трудолюбие, необыкновенные человеческие качества, результатом которых явились многочисленные его труды.
|
Главная I | Истоки судьбы...I | Особое слово матери...I | Учителя |
Личностные и человеческие качества I | "Три службы Родине..." I | Идеи Д. И. Менделеева I | Наши дела I | О себе |