Менделеев стремился развивать в учащихся «дух
пытливости», не
довольствующийся созерцанием и описанием, а приучающий
к упорному труду и проверке идей опытом. Он советовал
избегать
кичливого скептицизма (ничему не верит и ни на
чем не останавливается), косного реализма
(довольствуется
лишь достигнутым) и утопической мечтательности (все
стремится взять одним порывом мысли). Так написано в
предисловии
к «Основам химии».
Интенсивно занимаясь проблемами организации науки,
промышленности и сельского
хозяйства, Д. И. Менделеев не
мог не уделить
столь же большого внимания и разнообразным
проблемам образования.
Имея
педагогическое образование и большой опыт работы в
средних и высших
учебных заведениях, Д. И. Менделеев занялся
теоретической
разработкой педагогических проблем
лишь в конце жизни.
Свои взгляды он изложил в некоторых статьях, а также в
главе «Об образовании, преимущественно
высшем», включенной в его книгу «Заветные мысли».
Д. И. Менделеев неоднократно подчеркивал,
что направление
русского образования должно быть жизненным и реальным.
|
Большие возможности для изучения естественных
наук предоставляли реальные училища. Однако их
выпускники были лишены права поступления
в университеты,
против чего
Д. И. Менделеев активно выступал. Он со
свойственным ему
реализмом,
глубоко проанализировав возможности классического
и реального путей развития образования, писал:
«Классическое
образование более всего имеет в виду - при малом
содержании - придать ученику гибкую
свободу мышления;
реальное же,
по своему существу, стремится обогатить ученика
запасом действительных знаний, чтобы он умел
действовать в жизни». |
|
Д. И. Менделеев утверждал, что
правильно поставленная педагогическая
деятельность может способствовать
развитию
страны, если с её помощью у людей будет
воспитываться
активность и трудолюбие. Они, по мысли
ученого, должны
противостоять, во-первых, утопиям
мечтательности, желаниям
постичь все одним порывом мысли;
во-вторых, косности,
довольствующейся обладаемыми богатствами
либо достигнутыми
успехами; в-третьих, кичливому
скептицизму.
В
качестве примера для подражания Д. И.
Менделеев рекомендовал
простых, скромных тружеников, к которым
сам
относился с величайшим
уважением.
Д.
И. Менделеев считал, что молодой человек
в возрасте до двадцати лет (пока
у него не появились другие наклонности)
в состоянии овладеть и теоретическим
содержанием науки, и необходимыми
практическими навыками, которые будут
развиваться
в его дальнейшей деятельности.
Он обращал также внимание
на необходимость сократить
сроки обучения за счет более четкой
координации учебных
планов по смежным дисциплинам и отмены
переводных
экзаменов.
Учёный
полагал, что необходимо введение двух
различных
дипломов для оканчивающих вузы: обычный
и «с отличием»
— на основании той оценки способностей,
которая выявляется
в высшем учебном заведении. Менделеев
особенно высоко ценил научную
самостоятельность, развитие которой
считал одной из главных задач
профессоров в высших учебных
заведениях.
Отмечая значение высшего
образования в жизни общества,
Д.
И. Менделеев с этих позиций определяет и
свое отношение
к
среднему образованию: «...среднее
образование вообще есть только
подготовка или к непосредственному
жизненному
образованию, или к обучению в высших
учебных заведениях, куда должны входить
лица, лишь способные к тому особому
труду, который необходимо
требовать в усиленных размерах в
высших учебных
заведениях».
Истинное знание, по
мнению ученого, состоит в умении
видеть действительность, оценить
условия, принять их в расчет
и в соответствии с этим
найти выполнимое решение.
Интересны мысли Д. И. Менделеева об
общем и специальном
образовании. Д. И. Менделеев
подчеркивал, что совершенство специального
образования достигается не в высшем
учебном заведении,
а
лишь путем самостоятельного и полного
усвоения предмета
в условиях жизненной
обстановки. Эту истину, по его мнению,
хорошо передает народная поговорка: «Век
живи — век учись».
Менделеев был одним из
передовых ученых своего времени,
рассматривающих
вопросы образования с социальных и экономических
позиций. Особенно плодотворными
оказались его
идеи
о непрерывном и
профессионально-техническом образовании.
Впервые идея непрерывности образования
была высказана
им в 1871 г.: «Под этим словом я
подразумеваю возможность
для талантливых учеников низших училищ
беспрепятственного перехода в
высшие заведения...»
Ставя вопрос о соотношении
общеобразовательной и профессиональной
подготовки на всех ступенях обучения
после
посещения в 1888 г. технической школы,
Менделеев писал:
«Как
натуралист больше всего я ценю приговор
действительности,
а жизнь многих рудников, виденных мною,
показала,
что
лисичанская школа дает именно тот класс
практических
деятелей, каких вообще мало выпускают
наши учебные
заведения».
«Слово» и «дело» — эти понятия
красной нитью проходят
через педагогические работы Менделеева.
Ученый подчеркивал: «Призывая к
теоретическим занятиям химией, я
убежден,
что
зову людей к полезнейшему труду, к
навыку правильно обращаться с природою,
к готовности и возможности сделаться
практиками...»
|
|
|
"Наука и промышленность - вот мои мечты"
|
|
|
"Естественно
желать, чтобы в России
развивалась промышленность,
чтобы наши естественные
богатства нашли себе обработку.
Все такого мнения и все желают
видеть русских технологов,
русских фабрикантов машин,
хороших сельских хозяев. И не
только желают, - нет, - учатся
технологии, сельскому
хозяйству... А дело движется
плохо... оттого, что думают
довольствоваться азбукою
естественных наук..."
Д.И. Менделеев
|
|
|
|
Отметим, что Периодический закон был
открыт Д. И. Менделеевым, когда ему было
тридцать пять лет. «После этого химия в его
творчестве отходит на второй план, а его научные
интересы смещаются в сторону промышленности,
экономики, финансов, народного образования. К
концу ХIХ века Дмитрий
Иванович занял в русском обществе уникальное
место универсального эксперта, консультирующего
русское правительство по широкому кругу научных
и народнохозяйственных проблем -
воздухоплаванию, нефтяным делам, бездымным
порохам, таможенному тарифу, реформе высшего
образования, постановке метрологического дела в
стране...», - отмечает Г. Смирнов в статье «Как
советские редакторы правили Д. И. Менделеева».
Д. И. Менделеева «не перестают волновать
судьбы развития производительных сил России, и
он отправляется на Урал с целью определить
возможность повышения промышленного потенциала
этого района. Собирая данные о запасах уральских
руд, обследуя металлургические заводы, Д. И.
Менделеев пишет:
"Вера в будущее России, всегда жившая во
мне, - прибыла и окрепла от близкого знакомства
с Уралом"».
С 1892 года Д. И. Менделеев возглавляет
Депо образцовых мер и весов (впоследствии -
Главную палату мер и весов), став
основоположником отечественной научной
метрологии, без которой невозможна любая научная
работа, так как она должна давать уверенность в
правильности полученных учёным количественных
результатов, без которых невозможно сделать и
крупные научные обобщения. Но начинать эту
работу надо было с создания русской системы
эталонов, осуществление этого проекта заняло у
Д. И. Менделеева целых семь лет его жизни.
В 1895 году точность взвешивания в Палате
достигла рекордной величины - тысячных долей
миллиграмма при весе в один килограмм. Это
значило, что при взвешивании одного миллиона
рублей (золотых монет) погрешность составила бы
одну десятую копейки. |
Такая точность явилась
результатом экспериментальных
исследований Д. И. Менделеева, описанных
в работе «О колебании весов», это
привело к убеждению, что измерить или
взвесить какой-нибудь предмет невозможно
без привлечения чуть ли не всех отраслей
физики и математики.
После принятия Положения о мерах
и весах в 1899 году была организована
поверочная служба, которая примерно за
пять лет проверила в России более 12
миллионов мер и весов.
Огромное внимание уделял Д. И.
Менделеев вопросам освоения Северного
Ледовитого океана, судоходству по нему,
проблемам улучшения судоходства по
внутренним водохранилищам России. |
|
|
Он также отмечал, что «можно с
уверенностью достигнуть Северного полюса
и проникнуть дней в 10 от мурманских
берегов до Берингова пролива», что
достижение Северного полюса обеспечивает
«великий и мирный успех России» и
представляет для неё «коммерческую и
военно-морскую выгоду».
Неоднократно указывал на
необходимость рационального
использования природных богатств страны
и применения химии в различных отраслях
хозяйства. В частности, уделял внимание
вопросам применения химических удобрений
в сельском хозяйстве.
Разрабатывал проблемы орошения
почв в районе нижней Волги, улучшения
судоходства на реках России.
Занимался проблемами освоения
Арктики.
Основу развития промышленного и
сельскохозяйственного производства
страны Д. И. Менделеев представлял как
взаимодействие науки, экономики и
техники. Он писал, что экономические
вопросы в промышленных делах всегда
стоят раньше технических, однако решению
технических проблем предшествуют вопросы
научные.
Менделеев много думал и
писал о будущем России. При этом
основные усилия он направлял на развитие
промышленности, особенно химической,
считая, что» центр понимания всей
современной промышленности должно искать
в сознательном пользовании химическими
превращениями вещества».
В области изучения химических
веществ во второй половине ХIХ
в. и в России и за границей появлялось
много нового и интересного. Как видный
деятель химического общества, Д.И.
Менделеев всячески способствовал
популяризации научных химических знаний
и их использованию в промышленности, в
технике.
Так, совершая летом 1861 г.
десятидневное путешествие по Неве и
Ладожскому озеру в Финляндию, он
интересуется минералами этих мест, в
частности гранитами, даёт оценку
возможности их использования как
строительных материалов.
Находясь проездом в
Кракове в 1859г. , Д.И. Менделеев
посещает соляные рудники Велички с
огромными залами и галереями.
В 1860г. в Мюнхене он знакомится
с лабораториями Либиха и Штейнгеля,
пополняет свои знания о производстве и
применении минеральных удобрений.
Работая в начале 1862г. в
Боровичах, на заводе сухой перегонки
дерева, Д.И. Менделеев изучил
технологический режим и предложил
несколько изменить его.
Обширную, насыщенную программу
изучения химической промышленности Д.И.
Менделеев выполнил в 1867г. во Франции,
находясь там на всемирной выставке в
Париже. Он осмотрел парафиновый завод,
солеварни, производство бертолетовой
соли, белильной извести, хлороводорода,
сульфата натрия, соды. На химическом
заводе в городе Ниже он наблюдал
производство серной кислоты,
интересовался получением глинозёма и
производством алюминия. В Страсбурге
Менделеев осмотрел калийный, магниевый и
натриевый рудники и цеха химических
предприятий; бывая в Италии, он
осматривал серные рудники.
|
Д. И. Менделеев и «Нефтяное
дело» |
|
|
|